Поскольку тут многие уже начали ездить на приличные дистанции, и одновременно начались жалобы на колени, нужно заметить, что велосипед - штука коварная и совсем уж легкомысленного обращения не прощает.
Есть простые правила, выполняя которые можно значительно уменьшить возможные неприятные последствия.
1. Выставьте правильную посадку. Самые очевидные настройки такие: во-первых, рама велосипеда должна быть вашего размера (ну, это вам еще в магазине должны были подсказать), во-вторых, седло должно быть на нужной высоте. Поскольку мы тут не по бордюрам прыгаем, "нужная" высота в первом приближении выбирается так: в самом удаленном положении педали вы должны едва дотягиваться до нее пяткой.
2. Никаких резких увеличений нагрузки. Все понятно, иногда очень сложно отказаться от увлекательной 100-километровой поездки только из-за того, что в сезоне больше 30км за раз не ездил, но это эксперимент над здоровьем.
3. Колени испытывают основную нагрузку при педалировании, причем несвойственную им. Колени нужно беречь, а именно: использовать "легкие" передачи, достигая нужной скорости высокой частотой педалирования. Поглядите, как крутят педали ученики велосекций: это образец для подражания. 90 оборотов в минуту - вполне разумный ориентир для начала.
4. Также для коленей крайне необходимы тепло и жидкость. Лично я меняю штаны на шорты только при температуре воздуха выше +20, в редких случаях от +15. Пить обязательно, даже если не очень хочется - понемногу каждые 10-15 минут.
Если же колени морозить, не пить во время езды, ломить на самых тяжелых передачах при скорости 25 км/ч, наступают практически необратимые последствия. Хрящевые ткани коленей изнашиваются, наступает деформирующий артроз и прочие ужасы. Если боль в коленях возникла после поездки и некоторое время не утихает, либо возвращается всякий раз, когда садитесь на велосипед - это повод поскорее обратиться к врачу.
При правильном же подходе велосипед только укрепит ваше здоровье.